17:54 Иная слава солнца, иная слава луны, иная звезд; и звезда от звезды разнится в славе"(1 Кор. 15,41) Некоторое время назад и в нашу страну (ка | |
Но с течением времени ситуация изменилась. Сейчас даже человек среднего достатка может стать "куклоционером" – тем более, что для этого не обязательно разбираться в искусстве, достаточно просто оставаться в душе чуть-чуть ребенком. Но этот, в общем, положительный, процесс имеет и свою обратную сторону. В последнее время в кукольном сообществе разгорелись нешуточные страсти, чем-то напоминающие происходившую в начале ХХ века в русских литературных кругах "дискуссию о чистом искусстве". Признанные "мэтры" кукольного дела выражают недовольство засильем "пупсятины" среди современных российских авторских кукол. Ответственность за низкий художественный уровень работ молодых авторов они возлагают на недобросовестность некоторых владельцев галерей и организаторов появившихся "школ кукольного мастерства". Те, в свою очередь, обвиняют первых в "элитарности" и элементарной боязни конкуренции. Истина (если она вообще способна родиться в подобном споре) наверняка лежит где-то посередине. Но, на мой взгляд, не последнюю роль в этом конфликте играет появившаяся в последнее время тенденция смешивать понятия "коллекционная", "авторская" и "художественная" кукла. Давайте попытаемся разобраться в этих терминах, поскольку на самом деле они вовсе не тождественны "Коллекционная" означает, что данная кукла не предназначена для игры (в общепринятом смысле), а является украшением, предметом декора. Она вполне может быть и промышленного производства. Иногда таких кукол называют также "интерьерными". "Авторская" означает, что данная кукла сделана автором вручную. Она может быть выполнена в единственном экземпляре ("one-of-a-kind"), или быть тиражной ("limited edition"), но в любом случае все в ней (костюм, роспись, прическа) должно быть сделано автором лично. Конечно, автор может использовать какие-то готовые элементы. Никто, к примеру, не ожидает, что он должен самостоятельно ткать материал на платье, но уж сшить его он обязан сам. Бывает, что художник делает только эскиз (иногда первый экземпляр), а все остальные экземпляры делаются другими (иногда промышленным способом). В таком случае только этот первый экземпляр и будет авторской куклой. Авторство куклы подтверждается подписью автора на затылке (или в другом месте, например, на подошве) и сертификатом, который может быть написан от руки. "Художественная" означает, что данная кукла выполняет эстетическую функцию, то есть, является произведением искусства. Очевидно, что степень "художественности" – материя весьма и весьма субъективная. Искусство призвано удовлетворять нашу потребность в Прекрасном, но ведь эта потребность у каждого своя. Субъективность восприятия приводит иногда к курьезам. Например, желая подчеркнуть высокий художественный уровень работы, ее называют "высокохудожественной". Именно это высмеивал Зощенко своим эпитетом "маловысокохудожественный". А теперь предлагаю отвлечься ненадолго от кукол и рассмотреть одну пришедшую мне в голову аналогию. На мой взгляд, куклы среди "изящных" Искусств занимают примерно такое же положение, как сказки в Литературе – тем более, что и те, и другие первоначально предназначались для детей. По какому принципу мы отличаем сказку от других литературных жанров? Отличительная особенность сказки – то, что она уносит нас за границы реальности. Это относится не только к так называемым "волшебным" сказкам – я думаю, волка, говорящего человеческим голосом, никто в реальной жизни не встречал. Никому не приходит в голову ждать от сказки, что она непременно будет выдающимся литературным произведением, хотя некоторые (в основном, авторские) сказки вполне достойны такого определения. Их, кстати, с удовольствием читают и дети, и взрослые. Никто, наверное, не станет оспаривать литературных достоинств "Маленького Принца" или "Алисы". Но это совсем не означает, что, например, "Колобок" или "Курочка Ряба" никому не нужны. Возвращаясь к куклам, я хотела бы заметить, что куклы, как и сказки, тоже раздвигают границы реальности, но, кроме того, они дают нам радость игры. Играть в куклы можно не только физически – играть можно и в воображении. Именно способность к игре и отличает куклу от скульптуры, а вовсе не формальные признаки, как, например, наличие ткани (в Америке есть даже такой термин "dressed sculptures " –"одетые скульптуры", которых отличают от "dolls" - собственно кукол). Куклы – достаточно демократичный жанр. Одна моя знакомая (закончившая, между прочим, Суриковский институт по специальности "живопись") на мой вопрос, почему она стала заниматься куклами, ответила: "В этой области никто не ждет от тебя "нетленки"". Действительно, разве каждая авторская кукла должна непременно быть художественной? Если бы это случилось, это было бы все равно, как если бы все люди стали вдруг красивыми. Согласитесь, это было бы ужасно – исчезло бы само понятие красоты. Меня иногда просто изумляет, до какой степени серьезно некоторые кукольники относятся к своему творчеству, забывая, что все-таки это в первую очередь игра. Такое впечатление, что, садясь за работу, они с самого начала планируют создать шедевр и ничего, кроме шедевра. Это, на мой взгляд, и приводит к тому, что понятия "авторская" и "художественная" кукла стали считаться тождественными. Конечно, каждому хочется признания, но прежде, чем назвать свое произведение "Художественной куклой" (а себя, соответственно – "Художником по куклам"), надо помнить, что самый верный способ не стать художником – это решить, что ты уже им стал. Не могу обойти молчанием и еще один момент. Все, сделанное вручную, несет на себе отпечаток личности автора, но авторская кукла наделена этим вдвойне – как сделанная человеком по его образу и подобию. В этом – ее ценность, но в этом и опасность, ведь личности бывают разные. Мне случалось видеть работы, очень тщательно вылепленные, в искусно сделанных костюмах, которые при этом производили необъяснимо отталкивающее впечатление. А бывает – ничего особенного в кукле нет, и костюмчик "так себе", а чем-то неуловимым она притягивает. Это – уже из области мистики, одними только художественными достоинствами этого объяснить нельзя. Куклы – мир, параллельный нашему. В последнее время об этом столько раз писали, что это уже стало банальностью, но, как всякая банальность, верно. Люди и куклы влияют друг на друга. Как и в мире людей, в мире кукол демократизация неизбежно приводит к усреднению вкусов. Именно этим объясняется большое количество вполне хорошо сделанных однотипных работ – в том числе, среди авторских кукол. Не думаю, что из этого нужно делать трагедию – каждый вправе играть в то, что ему по вкусу. Но тому, кто хочет что-то в мире изменить, нужно помнить, что начинать придется с себя.Я попала в эти края совершенно случайно: искала место для отдыха, непосредственно связанного с лечением. По ряду причин, о которых умолчу, Швейцария, Франция и Баден-Баден отпали в первом же туре. Почти остановив выбор на Карловых Варах, я вдруг узнала, что теперь это – курорт для очень богатых новых русских, где даже свобода передвижений кое-где ограничена частной собственностью. И тут Интернет «глюкнул» и выдал нечто принципиально новое. Что на самом деле оказалось не просто забытым, а мало кому известным старым. Городок Друскининкай расположен на юге Литвы, на правом берегу реки Нямунас, то-есть Немана. 130 км от столицы - Вильнюса, и полное впечатление того, что перебрался, чуть ли не на другую планету. Со всех сторон курорт окружен лесами, в большинстве своем хвойными, крутой левый берег Нямунаса защищает его от северных ветров, поэтому здесь нет резких колебаний температуры, а одноименный курорт функционирует круглый год. Здесь всегда мягкий и приятный климат: среднегодовая температура воздуха +7,5C , относительная влажность - 70, преобладают западные и юго-западные ветры. О мягкости климата и отсутствии перепадов температур свидетельствует и то, что здесь вызревают персики, абрикосы и виноград, а в садах и на лужайках перед домами растет множество всевозможных цветов, цветущих до самой зимы. Город буквально утопает в зелени. Природа Друскининкай уникальна, успокаивающе действует на нервную систему, стимулирует тонус мышц, активизирует вегетативные функции организма. Из-за отсутствия промышленности воздух здесь необыкновенно чист. Активная изоляция, массивы хвойных лесов радиусом до 30 км, с трёх сторон окружающие курорт, река Нямунас, стремительная речка Ратничеле и окрестные озера создают совершенно необыкновенную атмосферу. Лесная сказка ... В городе Во всяком случае, мучившая меня долгие годы бессонница излечилась мгновенно: в первый же вечер я едва донесла голову до подушки в половине одиннадцатого вечера, что для меня – принципиальной совы – практически нереально. Но когда в приоткрытую дверь балкона моего номера хлынула волна густо настоянного на хвое, травах и озерной свежести воздухе… Короче, снотворное я принять забыла. Как забыла и о том, что еще несколько дней назад, дома, в Москве, не могла пройти больше пятисот метров без того, чтобы не задохнуться и обессилеть. На второй день после приезда, благо процедуры еще не начинались, я сбегала (да, да, я не оговорилась – сбегала) из санатория, расположенного в двух километрах от городка, посмотреть местные достопримечательности. И убедилась в том, что гулять по вымощенным (даже в лесу) плитками дорожкам, совершенно не трудно, а, напротив, легко и сладостно. Что удивительно тихий, чистый и не слишком многолюдный городок действует на издерганные нервы не просто целительно, а волшебно-исцеляюще. Наверное, это еще и незримое влияние истории. Тысячелетия назад на месте Друскининкая простиралось море. По прошествии многих веков там, где некогда шумел морской прибой, и накапливалась соль, сформировались минеральные и грязевые источники, издавна известные своими чудодейственными свойствами. Лесная сказка ... В городе По преданию целебную силу минеральной воды открыл лекарь Сурутис еще в XVII веке, живший в здешних глухих лесах, который и стал лечить больных этой "живой водой", заложив основание для развития курорта Друскининкай. Молва о чудодейственной воде распространилась по всей округе, и в 1794 году король Польши - Станислав Август издал декрет, объявивший земли вокруг Друскининкай – заповедной лечебницей. Этот год считается официальной датой основания курорта. Так что монархи тоже пеклись о здоровье своих подданных. И не только своих, как потом выяснилось. Правда, памятника польскому королю не поставили, поставили памятник первому литовскому великому князю, который задолго до Станислава-Августа открыл возможность истинно по-королевски отдохнуть среди озер и сосен Друскининкая. И тогда же был возведен небольшой храм, позднее сменившийся костелом красного кирпича в стиле нео-готики. Неподалеку от него стоит точно вышедшая из русской народной сказки бело-голубая деревянная православная церковь, построенная еще в прошлом веке. Рядом – музей-усадьба М.К.Чюрлёниса, именем которого названа главная улица города – родного города всемирно известного композитора и художника. Почти все сохранившиеся деревянные строения города украшены резьбой, да и современные художники и скульпторы немало поработали над украшением города. Лесная сказка ... В городе По сей день Друскининкай – это не только курорт для людей, страдающих различными недугами, этот затерянный среди лесов и озер волшебный уголок способен наполнить свежестью душу и тело. Это самые грибные в Литве леса, а бесчисленные озера, в которых плавают окунь, карп и даже угри, в изобилии водятся раки - отличное место для рыбалки. Чистейший ионизированный воздух, купание и спокойные неспешные прогулки по лесу… Господи, как говорят: один бы день так пожить. Единственной достопримечательностью Литвы, которой я так и не увидела, оказались… ужи. В общем-то, слава Богу, отношение к этим созданиям у меня, мягко говоря, неоднозначное. В отличие от литовцев, которые просто обожают такую вот сказку-легенду: ЭГЛЕ - КОРОЛЕВА УЖЕЙ Однажды вечером три сестры купались в озере. Вот они наплавались, наплескались и вышли на берег. Две старшие оделись, а младшая - ее Эгле звали - только руку протянула к рубашке, вдруг кто-то как зашипит на нее! Посмотрела Эгле - это уж забрался в рукав. -Уходи прочь! - закричала девушка. -Пообещай, что пойдешь за меня замуж, - уйду, - сказал уж человеческим голосом. А Эгле уже осталась одна на берегу. Солнце зашло, совсем стемнело. -Милый уж, отдай рубашку! - просит она. -Назовись моей невестой. -Ну, ладно, - крикнула Эгле, - будь по-твоему! На другое утро села Эгле у окошка пряжу прясть. Про ужа и думать забыла. Вдруг во дворе зашуршало, зашипело. Глянула девушка в оконце, да так и обмерла: Полон двор ужей! Шипят, извиваются. А три самых больших, самых толстых вползли на порог, сквозь щелку под дверью в дом проскользнули и говорят отцу с матерью: -Пришли мы сватами от самого царя озерных вод. Снаряжайте вашу младшую дочь. Она за нашего господина обещала замуж пойти. Что тут делать? Пусть хоть царь, а все равно гад ползучий, уж холодный, - как за такого любимую дочь отдать! Да и отказать нельзя - сама девушка слово дала. Подошли к озеру. Вода в озере запенилась, забурлила и отхлынула от берега. А на прибрежном песке юноша появился - статный, красивый, в богатой одежде. -Я жених твой, - сказал Эгле юноша. - Зовут меня Жолтис. Для других людей я уж, что по земле извивается, а для тебя, девушка, сбросил я змеиную кожу, тебе одной открыл свое имя. Полюбишь меня, красавица? -Полюблю, - сказала Эгле, - буду тебе верной женой. С тех пор девять лет минуло. Эгле родила своему мужу двух сыновей и дочку. Хорошо жилось Эгле. И дети удались - ласковые, послушные, и муж ее любил и берег. Только вот затосковала Эгле по родному дому. Просит она мужа: -Отпусти меня, Жолтис, домой погостить, отцу с матерью показать наших деток. Плоха та дочь, что отца и мать своих забудет навеки. -Будь по-твоему, - говорит Жолтис. – Только больше девяти дней не гости, и смотри, как назад пойдешь, чтобы никто тебя не провожал. Стань на берегу и позови меня так: Если жив мой друг бесценный, - Забурли, вода проточная. Из пучины брызни, пена, Пена белая, молочная! Если ж милый мой убит И в пучине темной плавает, - Над волною закипит Пена красная, кровавая! Вот радости-то было, когда Эгле со своими детьми в родной дом постучалась! Отец и мать дочерью да внуками не налюбуются, братья, сестры с Эгле не наговорятся. Только вскоре братья стали сестру уговаривать: - Откажись от мужа, оставайся с нами навеки. Эгле отвечает: -Не дело вы, братья, говорите. Как жене от живого мужа отказываться, как детей родного отца лишить! Придет муж за мной скоро, я сама из вод озерных его вызову. -А как ты его вызывать станешь? -Не вам его звать, не вам про то и знать. А меня не спрашивайте, не скажу. И от сыновей дядья ничего не добились. А девочка маленькая испугалась их гнева и все рассказала. А те взяли косы, пошли к озеру и сделали злое дело. В тот же день Эгле собралась назад к мужу. У порога со всеми попрощалась, никому провожать себя не позволила. Подошла она с детьми к озеру, стала на бережку и сказала слова заветные. Тут всколыхнулись озерные воды, пеной вспенились. Да не белая пена на волнах качается, не белая, как молоко, а красная, как кровь. Заплакала, зарыдала Эгле. Потом обернулась к детям и сказала: -Нет у нас ласкового отца и любимого мужа. Пусть же сбудется, как скажу. И превратился старший сын в дуб высокий, младший - в ясень, а дочь - в трепетную осину. Сама же Эгле стала над озером темною елью. С тех пор и повелись на земле ель, дуб, ясень и осина. Печальной вдовой клонит ель свои ветви долу. Чуть дохнет ветер - дрожат, точно от страха, у осины мелкие листочки. А у дуба и у ясеня стволы крепки и тверды, как сердце верного человека. Ужи, наверное, еще спали: весна в этом году запоздала. Жаль, я бы не отказалась стать если не королевой, то хотя бы просто жительницей этого необыкновенного тихого городка, где пахнет хвоей и речной водой, а на озеро под моим балконом в санатории «Эгле» каждое утро прилетала пара белых лебедей… Ну, и кому после этого нужен знаменитый турецкий берег? Жаль только, что Литва – это уже практически заграница, просто там еще очень многие говорят по-русски, а живут и ведут себя – как европейцы. Не верите – поезжайте сами. Всего-то ночь в поезде… | |
|
Всего комментариев: 0 | |